ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ АО ВП "ЭРА"

В Приморье может быть построена еще одна судостроительная верфь

Дайджест
Недостроенное судно&quotbr
На Дальнем Востоке будет построена новая верфь под строительство рыболовных и краболовных судов. Сегодня в регионе работают пять крупных судостроительных предприятий — "Звезда", "Находкинский судоремонтный завод" и "Восточная верфь" в Приморском крае, "Амурский судостроительный завод" и "Хабаровский судостроительный завод" в Хабаровском крае. Планы по строительству собственной верфи в своё время вынашивал экс-губернатор Приморья Сергея Дарькин, сообщает ИА PrimaMedia.

Тему нехватки cудостроительных мощностей для обновления гражданского флота на встрече с президентом России Владимиром Путиным поднял глава банка ВТБ — председатель совета директоров "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) Андрей Костин.

"К сожалению, в полной мере удовлетворить этот заказ сегодня мы не в состоянии: не хватает мощностей, не хватает технологий. Потребуется, на мой взгляд, серьёзная модернизация отрасли и даже, на мой взгляд, строительство новых предприятий, новых верфей.
Мы видим, по крайней мере, две новые верфи. Одна — в Северо-Западном регионе, где-то в районе Питера, в Ленинградской области. Вторая — на Дальнем Востоке",

— сказал глава ВТБ — председатель совета директоров ОСК Андрей Костин.
В секторе гражданского судостроения сегодня наблюдается большое количество заказов на все виды судов: сухогрузов, танкеров, рыболовецких судов, краболовов и пассажирских судов класса "река — море".

"Всё это мы закладываем в стратегию развития отрасли, которую будем готовы представить Вам где-то в марте-апреле следующего года, такой перспективный план. <…> Я уверен, что через пять-семь лет у нас будет современная, эффективная судостроительная отрасль", — пояснил Андрей Костин.
ОСК создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году, 100% ее акций находится в федеральной собственности.
О решении передать банку ВТБ 100% акций ОСК в доверительное управление на пять лет глава государства сообщил в августе 2023 года. В конце августа Костин возглавил совет директоров ОСК, а бывший первый заместитель председателя правления ВТБ Андрей Пучков был назначен генеральным директором корпорации.

Президент на встрече спросил, как команда ВТБ реагирует на появление колоссального актива, как ОСК. "Позитивно, конечно. Безусловно, будет тесное взаимодействие с банком, уже команды выезжают на предприятия. Поэтому прорабатываем, конечно, и финансовый план оздоровления, и план перспективных инвестиций тоже", — сказал Андрей Костин.

Говоря о поездках на верфи корпорации, Костин отметил различный уровень технологического развития предприятий ОСК. "Есть предприятия с уже современным оборудованием, с технологиями, а есть предприятия, где, действительно, еще устаревшие технологии. Думаю, здесь мы должны, безусловно, подтянуть этот базис", — сказал он.

Отметим, что ранее в периметр ОСК перешла "Восточная верфь", при прежних акционерах едва не доработавшаяся до банкротства.

"Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод) — одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3,5 тысяч тонн.

С 31 августа 2023 года статус управляющей организации, которая осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа приморской верфи, получило входящее в ОСК ПАО "Амурский судостроительный завод" (Комсомольск-на-Амуре). По факту хабаровская компания на данный момент осуществляет полномочия общего собрания акционеров и совета директоров АО "Восточная верфь".
Президент и единственный акционер ПАО "Тихоокеанская инвестиционная группа" (ТИГР) Сергей Дарькин поднимал перспективную тему судостроения ещё в ходе III Восточного экономического форума (ВЭФ) в сентябре 2017 года.

Главная проблема по поводу строительства нового флота — в неопределенности, которая сегодня присутствует на рынке. У меня сегодня было три или четыре встречи с крупнейшими банками, и все они задают вопрос с точки зрения оценки эффективности строительства флота. Хотелось бы, конечно, не потерять судостроительную базу, а соответственно, и будущий судоремонт, чтобы он был привязан к местам добычи Дальнего Востока.

Построить суда на западных верфях, наверное, проще, чем здесь. Это новый вызов, на который надо отвечать",

— сказал Сергей Дарькин в ходе дискуссии на сессии ВЭФ-2017.

Прошло несколько лет, и успешный бизнесмен разместил заказ на строительство двух судов-краболовов, строящихся в рамках программы инвестквот по заказу компании "Аква-Инвест" (единственным учредителем является контролируемая семьёй экс-губернатора ПАО "Находкинская база активного морского рыболовства") на ярославской "Верфи братьев Нобель" (входит в концерн "Калашников").
Отметим, что в 2016 году для строительства в Якутии судостроительного завода было создано ООО "Жатайская верфь".

Новое предприятие будет рассчитано на строительство минимум 10 речных судов в год. Также верфь будет обеспечивать перевозку грузов в Ленском бассейне и на северо-востоке Арктической зоны, в том числе через Северный морской путь. По плану строительство верфи должно быть завершено в 2024 году.

В сентябре 2023 года на совещании с президентом России Владимиром Путиным глава Якутии Айсен Николаев рассказал, что на достройку объекта не хватает 1 млрд рублей. Регион просит федеральный центр передать в собственность 100% акций верфи, чтобы закончить строительство. "При этом мы берем на себя обязательство привлечь миллиард рублей и достроить верфь", — заявил глава республики.